April 18, 2024

Кризисные соображения. Банки, МФО и лизинг. Комментарий эксперта Андрея Хохрина

Предложение Владимира Путина снизить ставки по ипотеке до 6,5% — с одной стороны позволило чуть выдохнуть на тему строительной отрасли. С другой, усилило опасения о состоятельности российской банковской системы. С 2017 года на госбанки приходится 4/5 банковских активов. Казалось бы, оплот стабильности. Но это до первой чрезвычайной ситуации. И так не гибкая структура стала еще и основным рычагом спасения экономики. Какой уж тут бизнес! Предложение президента – это, фактически, поручение к исполнению. И ипотека – полбеды. Беда в кредитных каникулах. Все логично. У заемщиков проблемы, заемщики имеют кредитные линии в госбанках. Госбанкам поручено спасать. Заемщики рапортуют о сдвигах кредитных платежей, чему я как организатор облигационного рынка не могу не радоваться. Но банки в свою очередь прожигают прибыль и ресурсы.

Добавим сюда сложности с фондированием, которые государство обеспечило введением налога на депозиты. Наверно, в нашей ситуации и не может быть хороших решений. И мобилизационная модель банковской системы, по идее, должна распределить экономические потрясения во времени,т.е. взрывную реакцию перевести в цепную. Но и цепная реакция может оказаться реакций обрушения. В общем, предпочел бы нынче акции «Аэрофлота» акциям «Сбербанка».

О более приземленном, про высокодоходные облигации в том числе. До половины высокодоходного сегмента приходится на облигации финансовых посредников: МФО, лизинг, инвесткомпании. Во-первых, история финансовых кризисов – это история массовых дефолтов финансовых компаний. Во-вторых, благосостояние финансовых посредников – производная от здоровья самого финансового рынка. А он теперь нездоров.

Микрофинансы особенно в 2019 году росли стремительно. Население погружалось в долги. Логика несложная: сохранить или увеличить потребление в отсутствие роста реальных доходов или их плавного снижения можно за счет увеличения кредитования. Но логика работает, если доходы и снижаются, то медленно. Мы же получили и обвал доходов, и обвал потребления. И намеки из телевизора о вторичности кредитной дисциплины. Проблема, похоже, острая.

И немного о лизингах. Та же история быстрого роста отрасли. А в приложении к небольшим компаниям и роста на облигационном топливе. Облигации, если у вас снижается выручка – это не только хорошо. С крупным банком можно договориться, с розничными владельцами облигаций вряд ли. А с чего бы выручке не снизиться? Даже если ускорить привлечение лизингополучателей, сомнительны гарантии их будущей кредитоспособности. Собственность на предметы лизинга, которые всегда можно изъять – тоже сомнительный аргумент. В 2008 году конкуренция в продажах, скажем, строительной техники опускала цены к нулю. Лизинг – надстройка развития экономики. Не так просто сегодня с развитием.

Эти соображения не о возможностях. Они об адекватном происходящему отношении к рискам моих и Ваших инвестиций.

Кризисные соображения. Банки, МФО и лизинг. Комментарий эксперта

Андрей Хохрин, Генеральный директор ООО ИК „Иволга Капитал“

Anzeigen