April 25, 2024

Что происходит в Чернобыльской зоне отчуждения после пожаров в апреле 2020 – Интервью с экспертом Еленой Фоминой

Пожарные борются в середине апреля с огнем в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС на Украине. Мы попросили прокомментировать ситуацию в в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС эксперта сферы туризма Елену Фомину.

Елена Фомина – директор туристической компании GAMMA TRAVEL (gamma-travel.com). Компания уже 10 лет работает в сфере чернобыльского туризма. В 2019 году вошла в тройку лидеров организаций поездок в Чернобыльскую зону отчуждения.

Елена, какие туристические объекты пострадали или уничтожены? Что в них было уникального?

Последняя неделя чрезвычайно тяжелой. Из-за масштабных пожаров, которые больше 10 дней бушуют в Чернобыльской Зоне, мы потеряли очень много памятных мест. Сгорели старые кладбища, леса, болота и по меньшей мере 12 бывших деревень, включая Лелёв, Копачи, и Полесское, горела территория Рыжего леса. Уничтожены знакомый и памятный многим пионерлагерь „Изумрудный“ и известный «сталкерский» троллейбус МТБ-82. Огонь прошелся и по железнодорожной станции Янов, части пионерлагеря „Сказочный“.
Все это настоящая трагедия. Горели не просто села, горела история, горела память.
Вкратце расскажу, чем были памятны эти места.
Село Лелёв обожали все. Это была настоящая „капсула времени“. Там очень хорошо сохранились дома, школа. Можно было увидеть, как жили жители советского полесья. Сельскохозяйственная утварь, инструменты, предметы быта – все сохранилось в хорошем состоянии. В школа на партах лежали учебники и тетради. На стенах висели многочисленные советские лозунги и стенды.
В нескольких километрах от села находился пионерлагерь „Изумрудный“, где летом отдыхали дети персонала атомной станции и семей военнослужащих из гарнизона секретного городка Чернобыль-2. Там было около ста деревянных домиков разрисованных персонажами известных детских сказок и мультфильмов. Например Кот Леопольд, волк и заяц из «Ну погоди», львенок и черепаха, гномы и многие другие герои.
А еще там были огромные поля ландышей.
Мы очень скорбим по всем этим безнадежно потерянными реликвиями.

Каких животных вы видели во время туров и что можете сказать по результатам пожаров, какие животные пострадали?

Во время поездок в Чернобыльскую зону мы видели лошадей Пржевальского, лосей, косуль, оленей, волков, зайцев. Фотоловушки фиксировали появление медведей и краснокнижной рыси. А еще орлы, аисты. Ну и конечно же, все мы знаем об известном лисе Семене…
Однако пожар никого не щадит. Чернобыльскому радиационно-экологическому биосферному заповеднику бедствие нанесло непоправимый ущерб. Природа жестоко уничтожена. Выгорело около 10% территории. Со слезами на глазах мы наблюдаем за животными и птицами, которые не могут вернуться в свои дома. Даже страшно подумать, сколько из них погибло в пожаре. Из огня наши пожарные и волонтеры спасали белок, ежей. А вот лошади, косули, олени и другие животные мигрировали в другие места леса, где нет огня. Поэтому они в основном спаслись.

Есть ли у вас какие-то сведения о том, что стало предпосылкой пожаров? есть ли у вас свидетельства, что кто-то специально поджигал?

По этому поводу существует несколько предположений. Будто бы огонь могла вызвать случайная искра от ЛЭП. По другой версии, огонь перекинулся из других областей.
Да, ситуация была непростая – зимой в Зоне практически не было снега, вся трава была сухой, поэтому вспыхнула как спичка. Однако я считаю, что без влияния человека не обошлось. Люди, несмотря на все запреты к сожалению до сих пор очень активно сжигают траву или мусор. Из необходимости это занятие давно перешло почты в разряд народной традиции. Люди не понимают, какой вред они причиняют природе и самим себе. И пока не будет огромных штрафов или уголовной ответственности за такие действия, мы будем наблюдать подобные ситуации.

И.о. председателя Госагентства управления зоной отчуждения (ГАЗО) Екатерина Павлова вчера прокомментировала, что также придерживается версии поджога. Поскольку на достаточно больших периметрам в 30 или 50 километров одновременных происходило возгорание отдельных крупных очагов пожара. И спасатели просто не знали, куда бежать. А еще они не могли гасить пламя изнутри, поскольку травяная подстилка вспыхивала мгновенно и поджигала стволы деревьев, которые могли упасть в любой момент и задавить людей.

Мы все увидели, что Зона просто не была готова к такой масштабной пожара – не проводились вырубки сухостоя, не было подъездных путей, противопожарных просек, минерализованных полос из песка и глины, способных остановить распространение огня между кварталами леса. Все эти уроки нужно учесть на будущее, чтобы не допустить повторения трагедии.

Пожары там происходят каждый год, в чем отличие нынешнего, кроме масштабов?

Подобную ситуацию мы наблюдали в 2015 году, когда в Чернобыльской зоне тоже был масштабный пожар, уничтоживший много сел. Ильинцы, Лубянка, Диброва, Полесское – все они были расположены в северном направлении и сгорели дотла. Тогда также было очень страшно, потому что пожар шел по верхушкам деревьев.
В принципе, лесные пожары в зоне отчуждения – это сезонное явление. Проблема в том, что травяной покров Зоны отчуждения очень сухой в теплое время года, и при отсутствии осадков длительное время опасность возникновения и быстрого пожаров растет.
В прошлом году также горела часть лесов.
Однако еще никогда огонь не подходил почти вплотную к таким важным объектам, как радар „Дуга“, военный городок „Чернобыль 2“ и, конечно же, к Припяти и ЧАЭС. К счастью ветер, который буквально швырял огонь (порывы ветра перекидывали огонь с деревьев на деревья через проезжую часть дороги), изменил свое направление. Потому открытый огонь приблизился на расстояние двух километров, а это уже критично. И это настоящее чудо, что все эти объекты уцелели. Наверное, излишне говорить, что чувствовали мы все – люди, для которых Чернобыльская зона давно стала вторым домом, в тот момент.

Какие у компании соображения по поводу того, что будете делать дальше?

Чернобыльская зона нуждается в защите. Защиты даже не на всеукраинском, а на мировом уровне. Нужно приложить максимум усилий, чтобы создать развитую пожарную инфраструктуру в Чернобыльской зоне. Все должны понять, что Зона отчуждения гореть не может! Вторым шагом в этом направлении должно стать строгое наказание виновных в поджогах. Также нужно усилить контроль за территорией.

Мы все очень надеемся, что виновники этой трагедии будут найдены и наказаны, а за попытки поджога сухостоев и лесов на территории Зоны отчуждения будет введена уголовная ответственность.

Насколько опасно горение Рыжего леса. Он тоже фонил?

Как мы знаем, радиоактивное загрязнение в зоне носит неравномерный характер, однако отслеживаются в общем повышенные уровни в западной и северной частях территории. Основная часть пожара находится на западе, так определенное превышение допустимых уровней в очаге пожара это „нормальное“ для зоны явление.
При сгорании загрязненной древесины и растительности высвобождаются изотопы, которые распространяются с дымом и пылью очень локально – на десятки или сотни метров, однако уровни радиации на месте поднимаются. В таких масштабах угроза загрязнения за пределами зоны отчуждения минимальна. И на радиационную ситуацию не может повлиять.

Фото: Александр Сирота и компании GAMMA TRAVEL

https://gamma-travel.com/

Anzeigen