После объявления решения по выступлению российских спортсменов на Олимпиаде 2018 года под нейтральным флагом президент МОК Томас Бах отвечал на вопросы журналистов.
5 декабря исполком МОК на закрытом заседании в Лозанне отстранил Россию от Игр-2018, но оставил право выступить спортсменам, которые докажут, что они не причастны к допингу. Комитет применил и персональные санкции: пожизненно отстранены Мутко и Нагорных, временно дисквалифицированы Олимпийский комитет России и его глава Александр Жуков, а Дмитрий Чернышенко, возглавлявший оргкомитет «Сочи-2014», лишился места в координационной комиссии Олимпиады-2022 в Пекине. Также МОК планирует взыскать с ОКР 15 миллионов долларов.
МОК Решение об участии России на Олимпиаде 2018 Комментарий Бах
– Исходя из наложенных санкций, вы накладываете вину на ОКР и российское правительство?
– Думаю, будет правильным сослаться на доклад мистера Шмида, где четко подчеркнут различный уровень ответственности за эти систематические нарушения. И МОК должен был наложить санкции, пропорциональные этим уровням ответственности за эту ошибку и нарушения. За всеми остальными деталями я предлагаю вам обратиться к мистеру Шмиду.
– Вы ожидаете, что Россия будет бойкотировать Олимпиаду?
– Во-первых, бойкот Олимпиад никогда не приводил к каким-либо изменениям. Во-вторых, я не вижу никакой причины для бойкота со стороны российских спортсменов, потому что мы разрешаем «чистым» спортсменам участвовать, чтобы они могли показать, что в России есть «чистые» спортсмены. И мы думаем, что участие таких российских спортсменов является мостом к чистому спорту.
– Решение было принято единогласно?
– Решение было принято через консенсус.
– ВАДА требует от России признать существование допинговой системы – насколько для вас это важно?
– Мы приняли это решение после того, как дали возможность российской стороне быть услышанной. И на этой встрече днем президент ОКР извинился, а санкции которые последовали вслед за этим, – полное и окончательное решение МОК (в котором нет требования признать систему. – прим.).
– За что извинился президент ОКР?
– Дело в том, что это были закрытые слушания, и я не могу разглашать их детали, на это есть право у российской стороны, если они захотят, то могут опубликовать текст решения и протокол полностью.
– Вы обсуждали этот случай с президентом России?
– Нет, я еще не обсуждал с ним этот случай.
– Можете ли вы сказать, что это на 100 процентов юридическое решение, без примеси политики?
– Ответ – да. Я думаю, что политические лидеры по всему миру, равно как и наши спонсоры и обладатели телевизионных прав, должны понимать, что МОК политически абсолютно нейтрален. И мы не допускаем вовлечения в нашу работу политики в любой форме. И это нейтральность должна всеми уважаться.
– Почему вы включили в условия пункт про отсутствие допинговых нарушений в прошлом у тех русских спортсменов, которые хотят поехать на Олимпиаду, и как это соотносится с решениями CAS на Играх в Рио?
– Я бы не хотел углубляться в детали решения CAS, но вы помните, как им был разочарован не только я, но и многие из здесь присутствующих. Действительно, в Рио CAS обязала МОК допустить госпожу Ефимову к участию. Но, говоря по-простому, нынешнее решение имеет совсем другой характер. Мы решаем, кого мы будем приглашать в роли нейтральных спортсменов. Речь не идет об исключении или санкциях, а о том, что МОК будет принимать решение о приглашении «чистых» спортсменов.
– Как быть с участием спортсменов из командных видов спорта?
Я уже сказал, что «чистые» спортсмены, как из индивидуальных, так и из командных видов спорта, смогут принять участие как «спортсмены из России», или в сокращенном виде – OAR (Olympic Athlets from Russia).